Тем временем, вот что интересного пишет наш коллега из Америки, профессор Василий Тарас:
"У меня была неделя, полная выступлений и обсуждений об Украине. За три года таких мероприятий, разговоров и споров уже точно насчитываются тысячи.
Постоянно проверяешь, что работает, а что нет. Наблюдаешь за реакцией аудитории и собеседников.
Смотришь, от каких тезисов люди засыпают, от каких начинают жалеть и пытаются уйти, а от каких просыпаются, жертвуют и даже готовы вступить в борьбу.
Если цель убедить, что Украину необходимо поддерживать оружием, финансами и даже путем ввода западных войск, то, по моему опыту,
Не работает:
- Говорить о том, как страдает Украина и украинцы; как разрушаются города от бомбардировок; сколько погибло украинских солдат;
- Отвечать на вопросы о том, как там мои родители, братья и сестры, как им тяжело, как они бедны;
- Вспоминать о Будапештском меморандуме и заявлять, что вы же обещали защищать Украину, если что-то случится;
- Просить пожертвования на гуманитарные нужды, восстановление Украины или бронежилеты для украинских солдат.
Это работало в начале 2022 года. Сегодня же к таким аргументам публика все чаще относится как мы все к просящим милостыню под церковью:
- Иногда становится жалко, иногда кидаешь гривну;
- Большую часть времени проходишь, делая вид, что не замечаешь;
- Некоторые даже отвечают, мол "иди на работу" и "я тебе дам, а ты купишь сигареты или вообще наркотики".
Работает:
- Начать с фразы "Я — с Украины, но я ни слова не скажу о своих чувствах к Украине, о своих родителях и друзьях там. С какого перепугу вы должны беспокоиться о судьбе моих родителей и друзей?". — сразу привлекает внимание. "Более того. Я, вероятно, провел слишком много времени в США, потому что сегодня я буду говорить исключительно с точки зрения интереса моего счета в американском банке и моей безопасности в моем американском доме. И вас должно беспокоить только ваше благосостояние и ваша безопасность. Мы же серьезные люди: все эти сентименты с ценностями и принципами" — это не для нас. Люди действительно просыпаются, некоторые начинают ворчать, в частных беседах пытаются перебивать.
- "Если бы я мог просто закрыть глаза, забыть об Украине, возможно, я бы так и сделал. Но я не могу. Не потому, что у меня болит Украина. А потому, что я боюсь, что если сегодня я закрою глаза на Украину, завтра мне придется платить за высадку американских войск в Нормандии.
Возможно, даже мне, вместе с вами (показываю на младших людей в аудитории) и твоим и твоим сыном (показываю на старших) придется высаживаться на те пляжи. А это дорого. Очень дорого. И может быть даже очень больно". Аудитория начинает догадываться, куда я веду, и уже с любопытством слушает.
- "Эта война — это не только Украина. Украина в этой войне — это лишь первые три дня многолетнего конфликта. Маленький шаг не стоит внимания."
- "Это не война России против Украины."
- "Путину надо отдать должное: он всегда открыто говорил о своем видении мира и планах. Не надо думать. Надо только слушать. Например, его речь в Мюнхене в 2007 году.
В ней он фактически объявил войну Западу. Он сказал, что:
- "Ведущие страны нас не уважают и не учитывают наши интересы;
- Вы у нас забрали то, что по праву наше, то, где наш язык, культура, и где были наши интересы и зона влияния;
- Мы пытались решить все мирным путем, но вы не оставили нам выбора, мы должны действовать силой;
- Собирайте свои вещи и убирайтесь до границ нашей бывшей империи".
В которой он фактически повторил, слово в слово, другую речь из Мюнхена.
Другого диктатора, который тоже жаловался, что у него несправедливо забрали части его империи и зоны влияния. Тоже говорил об "исторической справедливости" и "былом величии".
- Назвать войну в Украине "русско-украинской войной" — это все равно, что назвать Вторую Мировую войну в 1938-1939 годах "немецко-чешской", "немецко-австрийской" или "немецко-польской" войной. Был аншлюс Австрии. Был захват Судетов. Под предлогом защиты немецкоязычного населения и восстановления исторической справедливости. Был захват Польши. Оба моих деда встретили немцев в окопах 1 сентября 1939 года. Но ведь мы не беспокоимся о тех маленьких "локальных конфликтах". Мы говорим о них как о Второй Мировой войне."
- "Если бы я дал вам машину времени и вы могли бы поговорить с Чемберленом и Рузвельтом в 1939 году, как бы вы им посоветовали реагировать на аншлюс Австрии? Судеты?
Чемберлен и Рузвельт решили не эскалировать. Не давать оружие Польше для обороны.
Когда Чемберлена заменил Черчилль, Британия попыталась остановить Германию. Однако США до третьего года войны пытались избежать эскалации. Отсидеться.
Вы знали, что Черчилль в 1939 году провел больше времени в США, чем в Британии, выпрашивая помощь? И не получил ее. Когда США согласились оказать помощь Британии, они это делали через Канаду.
Подгоняли самолеты к канадской границе. Сливали топливо. Канадцы перетаскивали их через границу и уже оттуда отправляли в Британию. Чтобы США не втянулись в прямую конфронтацию с Германией. Ибо будет Мировая война. Хотели отсидеться за атлантической рекой. Наивные.
В то время в городах США проходили антивоенные митинги. Люди критиковали Рузвельта за трату денег на чужие войны.
Говорили, что давать оружие Британии — это только затягивать войну.
- А главный автомобильщик США Генри Форд пел оды Гитлеру… Никого не напоминает?
- "Если бы у вас была машина времени и вы могли бы поговорить с Рузвельтом в 1938 году, что бы вы ему посоветовали?"
- "Тогда США, Британия, Франция думали, что если простить Гитлеру Судеты, Австрию, Польшу — он успокоится."
- "Теперь США, Британия, Франция думали, что если простить Путину Грузию, Крым, Донбасс — он насытится и остановится. Остановился?"
- "Принципиальная разница между тогда и сейчас в том, что тогда Австрия, Чехия, Польша, Франция все пали за несколько дней. И дальше немецкие войска были от Норвегии до Румынии, от Италии до СССР, с планами империи от Португалии до Японии.
- Включая США — если помните Перл-Харбор в то время, когда США сохраняли нейтралитет. Не дали отсидеться."
- "На этот раз Украине тоже давали 3 дня. И тоже дальше должны быть остальные Грузии, несколько Станов, Балтика, Польша, Чехия. На российском ТВ говорили о Лиссабоне".
- "До конца 2022 года бои бы шли в ЕС. Или бы не шли. Расслабленная и трусливая Европа, возможно, казалась бы без боя, как когда