суббота22 февраля 2025
obkom.org.ua

Мюнхен 1938 и 2025: сценарии пугающе схожи, но войны совершенно разные, - Тимоти Снайдер.

Вторая мировая война разразилась отчасти из-за того, что Чехословакия не оказала сопротивления. Почти через сто лет после этих событий украинцы выбрали путь, который стал для всех неожиданностью.
Мюнхен 1938 и 2025: сценарии пугающе схожи, но войны совершенно разные, - Тимоти Снайдер.

Симметрия между Германией-Чехословакией 1938 года и Россией-Украиной 2022 года поражает, и если мы на мгновение сосредоточимся на этих параллелях, это поможет нам глубже понять текущую ситуацию. Сегодня мы, как никогда, оказались в плену слухов, дезинформации и эмоций. История может предоставить нам более спокойный взгляд на происходящее. Поэтому задумайтесь:

Гитлер отрицал легитимность чехословацкого государства. В качестве канцлера Германии он последовательно утверждал, что у него нет права на существование. Несмотря на то что ее лидеры были демократически избраны, он настаивал на том, что они не вправе управлять. Поскольку население страны говорило на разных языках, он утверждал, что не существует понятия чехословацких граждан. Гитлер считал, что сама Чехословакия была искусственной, результатом исторического поворота, который никогда не должен был произойти – мирного соглашения после Первой мировой войны. Он утверждал, что наличие национального меньшинства дает ему право вмешиваться в чехословацкую политику. В мае 1938 года он отдал приказ своей армии подготовиться к быстрому нападению на Чехословакию. Также он активировал своих агентов внутри страны. 12 сентября Гитлер произнес перед немцами зажигательную речь о вымышленном уничтожении немецкого меньшинства в Чехословакии.

Мы знаем, что последовало дальше: Великобритания и Франция вместе с Германией и Италией на Мюнхенской конференции 30 сентября решили, что Чехословакия должна уступить Германии стратегически важные приграничные территории. Это были наиболее обороноспособные части страны. Чехословацкие лидеры, несмотря на то что с ними не консультировались, согласились с главой своей страны.

<…>

Конечно, мы не можем точно знать, что могло бы произойти. Тем не менее, если бы Чехословакия оказала сопротивление, можно с уверенностью утверждать, что Второй мировой войны не было бы, по крайней мере, такой, какой она была начиная с сентября 1939 года.

Война против Чехословакии в 1938 году действительно могла бы оказаться сложной для немцев. Гитлер не блефовал, но его армия не была готова. Разделение Чехословакии без боя значительно упростило ему задачу. Когда Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года, она использовала неповрежденные чехословацкие танки и другое чехословацкое вооружение. Она также контролировала чехословацкие экономические и человеческие ресурсы. Если бы Чехословакия оказала сопротивление, этого бы не произошло. Даже если предположить, что Чехословакия в конечном итоге была бы разбита Германией, Германия не смогла бы так быстро напасть на Польшу. Кроме того, когда Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года, она полагалась на союз с СССР, заключенный в августе в рамках соглашений, известных как Пакт Молотова-Риббентропа. Если бы Чехословакия оказала сопротивление, Советскому Союзу было бы гораздо труднее осуществить эту активную форму умиротворения нацистов. Неясно, решилась бы Германия вообще на вторжение в Польшу без советской поддержки.

Поэтому разумно предположить, что Германия была бы, по меньшей мере, сдержана и лишена престижа и уверенности, которые возникли после молниеносных побед над Польшей в 1939 году, а затем над Францией в 1940 году. Сопротивление Чехословакии сделало бы умиротворение Гитлера, которое на тот момент было основным направлением европейской политики, почти невозможным.

Теперь давайте рассмотрим некоторые более глубокие сходства между 1938 и 2022 годами. Совпадение двух встреч в Мюнхене является частью двух более длинных историй, до ужаса похожих между собой.

Путин отрицал легитимность украинского государства. Хотя ее лидеры были избраны демократическим путем, он утверждал, что они не имеют права управлять. Поскольку ее народ говорит на разных языках, он настаивал на том, что не существует понятия украинских граждан. Гитлер [так в оригинале, должно быть Путин — С.Г.] утверждал, что сама Украина является искусственной, результатом исторического поворота, который никогда не должен был произойти – распада Советского Союза. Он утверждал, что наличие национального меньшинства дает ему право вмешиваться в украинскую политику. В какой-то момент в 2021 году он приказал своей армии готовиться к скорейшему удару по Украине. Он также активировал своих агентов внутри страны. В ряде выступлений в декабре того же года Путин представил предлоги для предстоящего вторжения в Украину.

Здесь хронология событий поворачивается в другую сторону. В начале 2022 года произошло то, чего мало кто ожидал за пределами Украины.

Украинские лидеры решили сопротивляться. Хотя в целом ожидалось, что президент Зеленский сбежит в иностранную столицу и сформирует правительство в изгнании, он остался в Киеве. Его позиция оказалась сильнее, чем казалось. Несмотря на то что Украина была новой и малоизвестной для европейских государств, она была демократией и индустриальным государством. У нее была одна из лучших оружейных индустрий в Европе, а ее командование имело план, как позволить русским войскам проникнуть внутрь, а затем окружить и уничтожить их. Хотя мудрые головы в Москве и Вашингтоне ожидали, что россияне дойдут до Киева за три дня, на самом деле россияне потерпели поражение под Харьковом и Киевом, хотя и преуспели на юго-востоке. К концу 2022 года Украина вернула около половины территорий, захваченных Россией в первые недели войны. Европейское общественное мнение развернулось против агрессоров. Умиротворение России стало сложным. Россия была вынуждена перебросить войска из других регионов и затем обратиться за помощью в Китай, Иран и Северную Корею.

На этот раз без курсива: именно так и произошло. И эти события дают нам ощущение того, что мы можем потерять.

Через три года исход войны остается неопределенным. Одно можно утверждать с уверенностью: более масштабная война не началась. Украина уничтожила значительную часть российских вооруженных сил и отвела российские войска от границ НАТО. С определенной помощью союзников она фактически выполняет всю миссию НАТО собственными вооруженными силами и без членства в НАТО. Косвенным, но значимым образом, Украина способствовала падению Асада в Сирии, отвлекая российские военно-воздушные силы и другие войска.

Украина также, сопротивляясь, сделала менее вероятными другие агрессивные войны. Хотя это осталось почти незамеченным, Россия использовала ядерный блеф на протяжении всей войны. Игнорируя его и сопротивляясь обычному вторжению с помощью традиционных средств, Украина продемонстрировала миру, что ядерное оружие не является необходимым для противостояния ядерному государству. Это, как и многое другое, зависело от дальнейшей способности Украины вести войну.

Хотя нельзя с уверенностью сказать, куда ведет контрфактический пример, события в Чехословакии в 1938 году помогают прояснить ставки войны в Украине. В первом случае хронология привела к мировой войне, поскольку ненужные уступки Гитлеру создали возможности, которых он не имел бы в противном случае. Чехословаки, конечно, не были главными виновниками. Если бы Британия и Франция не присоединились к Италии и Германии в Мюнхенском соглашении, Чехословакии было бы гораздо легче сопротивляться. На мой взгляд, Чехословакия все равно могла бы это сделать и таким образом предотвратить мировую войну. Но важно понимать, что великие государства также несут ответственность.

Если бы Чехословакия действовала, чтобы предотвратить мировую войну, очень маловероятно, что чье-то воображение зашло бы так далеко. Вряд ли кто-то благодарит чехословаков за то, что они предотвратили