суббота22 февраля 2025
obkom.org.ua

Юрий Корольчук: редкоземельные металлы Украины для США – всего лишь миф, созданный для завершения конфликта.

Эксперт Института энергетических стратегий исследовал причины, по которым США акцентируют внимание на ископаемых ресурсах Украины.
Юрий Корольчук: редкоземельные металлы Украины для США – всего лишь миф, созданный для завершения конфликта.

Миф о редкоземельных металлах

Редкоземельные металлы Украины для США – это лишь иллюзия, созданная для завершения войны. И пусть даже соглашений будет на 3 триллиона долларов.

Если кто-то надеется, что добрая фея пришла и за ночь наколдовала в Украине запасы, месторождения, готовые шахты или карьеры для добычи редкоземельных металлов – это уже вопрос психоанализа и психотерапии.

Очаровательная голливудская история о редкоземельных металлах – это игра в наперстки. Пока мы следим за своим шариком, он уже давно оказался в кармане Трампа. Поэтому рассматривать "договор об ископаемых" как панацею для Украины – нельзя. Ни философски, ни экономически, ни политически.

Тем не менее, народ с удовольствием верит в сказки. И не удивительно, что рассказ о грандиозных запасах редкоземельных металлов в Украине, которые будут цениться в будущем, крепко прижился на переговорах о завершении войны.

Сразу уточню, что для американцев у нас только старые, проверенные и изученные газ, нефть и руда (включая титан). Дополнительные истории об участии американцев в приватизации государственных монополий – это лишь побочный эффект. Зачем компаниям из США дотационный "Энергоатом" (государство), который потребует все больше вложений, ремонтов и замены блоков? А старые и изношенные угольные ТЭС (ДТЭК)? Американцам не нужны здесь солнечные и ветровые станции. У них своего ненужного и дотационного добра хватает.

Можно было бы подумать о ликвидном рынке продаж газа (Нафтогаз) и "Оператора ГТС" для потенциального продолжения транзита российского газа. Но там настолько мало денег с точки зрения условного Shell или Chevron, что "зачем козе баян".

Из текущей исторической парадигмы можно сделать вывод, что США действительно застряли в войне Украины и России. Выйти из нее без имиджевых потерь будет невозможно. Отсюда и попытка США и Трампа якобы получить компенсацию. Это для внутреннего американского рынка и медийной картины.

Возвращаясь к "наперсткам" — выгода США точно не в редкоземельных металлах, не в приватизации. Ведь ожидать 20-30-40 лет для получения результата – это невыгодно.

Невозможно разрабатывать то, чего не существует. И даже если пытаться исследовать и развивать месторождения таких металлов, сколько времени и средств на это уйдет – никто, абсолютно никто не знает.

Не стоит обманывать себя иллюзией, что это "злой" Трамп придумал раскулачить Украину на полезные ископаемые. Байден полностью разделял мнение о раскулачивании Украины. Вспомним швейцарское Лугано в 2022 году и Лондон в 2023 году. Планы обновления Украины включали в себя предложения по инвестициям в полезные ископаемые и приватизацию. В одном случае насчитали более 700 млрд. долларов, а в другом – более 400 млрд. Просто европейцы делали это деликатно и не спешили. Кстати, в 2024 году уже никого не удалось развести на мощную инвестиционную конференцию восстановления.

Реальный интерес США (и Европы) остается в треугольнике – газ, руда, немного нефти. И США не в первый раз "качают" тему ископаемых Украины. Подобную схему инвестиций в недра пытались реализовать в 2012-2013 годах, когда президент Янукович договаривался с США о приходе Shell, Chevron и ExxonMobil в континентальную газодобычу Украины и добычу газа на шельфе Черного моря. Прекрасные истории о добыче сланцевого газа со временем плавно перешли бы в добычу традиционного газа.

Соглашение об использовании полезных ископаемых – это не ноу-хау Трампа. И не ноу-хау Байдена, ведь рано или поздно и они поставили Украину перед фактом "деньги назад". Первым был Обама. При нем впервые официально заключили соглашения о полезных ископаемых через Shell, Chevron и ExxonMobil.

Безусловно, компании из США придут в Украину. Интересных сфер для работы хватает, включая добычу полезных ископаемых. Но они скорее будут "делить апельсин" вместе с компаниями из Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ, менее влиятельными странами-посредниками, их оффшорами и так далее. И здесь уже могут проявиться интересы России.