Государственное бюро расследований предъявило обвинение бывшему руководителю одного из Департаментов Минобороны и двум сотрудникам государственного предприятия за поставку 200 некачественных пулеметов на фронт. По информации СМИ, речь идет об Александре Лиеве, который выполнял обязанности директора Департамента военно-технической политики МОУ, а также двух должностных лиц предприятия, занимающегося импортом вооружения. УНН решил изучить дело и содержание обвинений.
Офис Генерального прокурора в своем пресс-релизе указал, что фигурантам "сообщено о подозрении в присвоении и растрате имущества, а также в препятствовании законной деятельности Вооруженных Сил Украины (ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 114-1 УК Украины). Кроме того, руководителям госпредприятия также предъявлено обвинение в служебном подлоге (ч. 2 ст. 366 УК Украины)".
Из сообщения ОГПУ следует, что в 2022 году Департамент Минобороны Украины заключил с госпредприятием контракты на поставку 400 пулеметов ДШК на общую сумму 193 млн грн. Однако госпредприятие поставило лишь 200 крупнокалиберных пулеметов, все из которых были без соответствующей маркировки и низкого качества.
"При использовании в боевых условиях эти пулеметы выходили из строя и могли нанести значительный вред военнослужащим", - говорится в сообщении ОГПУ.
Позже в Государственном бюро расследований, которое ведет дело, уточнили, что расследование началось в 2023 году и продолжается. Как сообщили в ГБР, часть пулеметов оказалась неспособной вести непрерывную стрельбу.
УНН, основываясь на собственных источниках, собрал информацию, касающуюся этих официальных сообщений.
Как удалось выяснить, речь идет о контракте от марта 2022 года между Минобороны и ГП "Спецтехноэкспорт" (входит в структуру государственной компании "Укрспецэкспорт") на поставку 400 пулеметов ДШК калибром 12.7 x 108 mm и 26 пулеметов типа КПВТ, а также различных патронов и снарядов.
Общая стоимость поставляемого вооружения превышала 6 млн евро, а стоимость самих пулеметов составляла более 193 млн грн. Поставить заказ через украинский "Спецтехноэкспорт" должна была словацкая компания "ХХeurop s.r.o.", специализирующаяся на поставках различных видов военной техники и ее модернизации.
Подписантом от заказчика, то есть от Департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники МОУ, выступил тогдашний директор Владислав Шостак.
Всего через несколько дней МОУ произвело предварительную оплату в размере 97% от суммы контракта. Поставка должна была быть осуществлена в кратчайшие сроки, однако, как стало известно УНН, процесс затянулся. Тем не менее, в мае 2022 года исполнитель контракта поставил 200 пулеметов ДШК 12,7 мм (производства словацкой компании Kolarms s.r.o., поставляющей вооружение в Чехию, Румынию, Болгарию, Венгрию и другие страны. Также пулеметы ДШК этого производителя стоят на вооружении словацкой армии), которые были размещены на арсенале одной из воинских частей.
Партия вооружения не имела так называемых формуляров (документ, фиксирующий движение оружия, историю его пребывания в воинских подразделениях, результаты проверки боя, сведения о возможном ремонте и т.д.). Поэтому сначала вся партия была принята военной частью в Украине на временное хранение.
В дальнейшем, в июне 2022 года, в "Спецтехноэкспорт" частично предоставили документы на партию поставленных пулеметов, а по непоставленной партии (в количестве 200 штук) предложили вернуть Минобороны средства.
Уже в августе и.о. руководителя Департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники МОУ стал Александр Лиев. Указанные пулеметы все еще хранились на складе воинской части, так как не имели всех необходимых формуляров, и поэтому не могли быть переданы нашим военным для использования по назначению.
Как пояснил сам Лиев в открытом обращении, опубликованном на его странице в Фейсбук, приемом вооружения занимаются военные, понимающие специфику, а не сотрудники Департамента военно-технической политики.
"Они написали, что пулеметы приняты по качеству, и по ним вопросов нет. Но есть замечание, что отсутствуют формуляры", - рассказал Лиев.
Как стало известно, комиссией воинской части, где хранились пулеметы, действительно был составлен акт о том, что это пулеметы ДШКМ. Следует отметить, что собеседник в Министерстве обороны Украины в комментарии УНН сообщил, что пулеметы ДШКМ словацкого производства допущены к эксплуатации в ВСУ.
В дальнейшем акт, о котором шла речь, был подписан и завизирован представителями Департамента МОУ, а затем передан на подпись Лиеву.
Следует подчеркнуть, что в обязанности руководителя Департамента не входит необходимость личной проверки вооружения, которое, как мы все понимаем, в то время, да и сейчас, закупалось в больших объемах.
Наконец, когда были получены формуляры, комиссия из числа военных подписала акт, а сотрудники Департамента его визировали, Лиев подписал окончательные документы о принятии пулеметов на вооружение.
"К тому времени начались атаки "шахедов", и была команда - срочно передавать все, что есть на складах, все крупнокалиберное, в войска. Я связался с компанией "СТЭ" ("Спецтехноэкспорт" - ред.) и потребовал, чтобы они безотлагательно сделали эти формуляры и предоставили их воинской части. Они это сделали, привезли формуляры, отдали воинской части, после чего воинская часть написала на меня письмо, что пулеметы приняты, замечаний нет. И мои сотрудники Департамента подготовили акт приемки-передачи, который я подписал", - так описывает эту ситуацию сам Лиев в своем открытом обращении.
Пулеметы в начале 2023 года были переданы нашим защитникам для борьбы с "шахедами", которыми Россия начала массово атаковать нашу страну.
Некоторое время спустя от различных военных подразделений поступили жалобы о том, что пулеметы имеют недостатки и не могут выполнять свои функции. Это стало основанием для открытия уголовного производства.
Однако возникают ряд вопросов. Почему Лиеву инкриминируют присвоение и растрату? В чью пользу? Тем более, что контракт был подписан предшественником Лиева. Почему ему инкриминируется препятствование законной деятельности ВСУ? Не было бы препятствием не передать военным пулеметы, которые "мертвым грузом" лежали на складах, в то время как "шахеды" угрожали Украине, тем более что комиссия из числа самих военных не имела претензий к состоянию пулеметов? Эти вопросы остаются без ответа.
14 января Лиеву было предъявлено обвинение. 17 января суд должен был выбрать меру пресечения. Однако заседание не состоялось - судья Елена Шевская перенесла его.
"Утром собрал вещи и в 5:30 выехал в Полтаву.
На 10:00 Октябрьский райсуд Полтавы назначил рассмотрение ходатайства прокурора об избрании мне меры пресечения в виде содержания под стражей на 2 месяца. (...) На заседание прокурор не приехал. Заседание перенесли из-за неявки прокурора. На понедельник 13:15", - объяснил Лиев на своей странице в Фейсбук причины переноса заседания.
В этом же сообщении Лиев отверг