В начале 2025 года без лишнего шума был закрыт Черкасский Институт пожарной безопасности имени Героев Чернобыля — учебное заведение с многолетней историей подготовки высококвалифицированных специалистов. Именно его выпускники, среди которых Герои Украины Виктор Кибенок и Владимир Правик, боролись с последствиями Чернобыльской катастрофы. Также к этому сообществу принадлежит Герой Украины Дмитрий Коцюбайло "Да Винчи".
Об этом сообщает портал Акценты.
После закрытия на базе института начал функционировать переведенный из Харькова Национальный университет гражданской защиты Украины. В его состав вошли курсанты и часть преподавателей из Черкасс. Процесс ликвидации курирует новый ректор – генерал-майор Игорь Толок. Его методы управления вызывают серьезные опасения среди курсантов и преподавателей. В Черкассах уже обсуждают его подход, а информация о значительных бюджетных расходах на ремонт дошла даже до Киева.
Методы управления в стиле "солдафона"
В редакцию портала Акценты поступило анонимное письмо от курсантов, в котором они выразили свое мнение о происходящем в университете после назначения нового руководства. По их словам, атмосфера в учебном заведении стала жестче, а права курсантов фактически игнорируются.
"Когда кажется, что хуже быть не может – приходит Толок," – пишут курсанты.
По их словам, ситуация кардинально изменилась после привлечения к управлению полковника Сергея Савченко. Его происхождение вызывает вопросы, так как он связан с Военной службой правопорядка в Вооруженных силах Украины, а не с ГСЧС. "Почему полковник ВСУ-ВСП переводится в ГСЧС? Какое он имеет отношение к нашей службе? Почему он здесь?" — недоумевают они.
Форма важнее образования?
Одним из первых нововведений стало введение строгих требований к форме одежды. Ранее курсанты могли носить современную удобную одежду, включая тактические штаны M-TAC и кроссовки. Однако новое руководство постановило: только форма, включая берцы и «полосатые» штаны.
"Основная проблема университета, похоже, не в обучении, не в подготовке, не в материальной базе, а в том, что курсанты выглядят 'не по уставу'," - иронизируют они.
При этом возникает вопрос: почему именно этот аспект стал для руководства приоритетным? Курсанты неоднократно поднимали вопросы об улучшении материальной базы, условиях проживания и модернизации учебного процесса, однако неожиданно главной задачей стала униформа.
Бесправные курсанты
Еще одной серьезной проблемой является игнорирование потребностей курсантов. Они жалуются на то, что их воспринимают не как людей, а как биоматериал, который должен лишь выполнять приказы. Их привлекают к хозяйственным работам, а любые попытки обратиться с просьбами или жалобами встречают безразличие и жесткую реакцию.
"Правило выживания - не попадаться на глаза Толоку и Савченко. Иначе получишь замечание за что угодно. За то, что стоишь. За то, что идешь. За то, что не так дышишь," - рассказывают курсанты.
Свободный выход, который ранее позволялся с 15:00 до 17:00, теперь ограничен до 19:00 или позже. Если в это время объявляется воздушная тревога, курсанты вынуждены ждать столько, сколько им скажут. Это приводит к тому, что у них нет времени на личные дела и отдых.
Самоподготовка и хозяйственные работы
Еще одной проблемой является то, что самоподготовка занимает много времени, но ее реальная эффективность вызывает сомнения. Курсанты отмечают, что на практике они занимаются хозяйственными работами больше, чем учатся. В аудиториях одновременно находятся десятки людей, что затрудняет сосредоточенность и качественное усвоение материала.
"Логичнее учить материал дома, чем в классе, где еще 50 человек," - подчеркивают они. "Но кому эта логика вообще нужна?"
Курсанты неоднократно предлагали разрешить им готовиться дома, что уменьшило бы скопление людей в классах и улучшило учебный процесс. Однако руководство даже не рассматривает такие предложения.
Система наказаний и жесткая дисциплина
Одним из наиболее обсуждаемых аспектов является система наказаний. Курсантов могут наказывать буквально за все: за неправильное шествие, за то, что они стоят не там, где нужно, или даже за "неправильное дыхание".
"Мы не рабы. Но и не люди," - отмечают курсанты в своем письме.
Курсанты вынуждены постоянно оставаться незаметными, так как любое нарушение может привести к неприятностям. Они подчеркивают, что не стремятся к каким-либо особым привилегиям, а просто хотят человеческого отношения и нормальных условий для обучения.
Что дальше?
Это письмо – крик души курсантов, которые больше не могут оставаться в тени. Они надеются, что их голос будет услышан, а ситуация изменится. В условиях войны и сложной ситуации в стране будущие спасатели и пожарные заслуживают качественного обучения и достойного отношения, а не тоталитарного подхода и бесправного существования.
Обращает ли руководство ГСЧС и МВД внимание на эти проблемы? Смогут ли курсанты добиться перемен?